Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.07.2018, 01:26

Сайт учителя географии и технологии

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
География [3]
Технология [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Сегодня





Календарь экологических праздников
Экологические праздники">
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посещение сайта
Вход на сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Структура современного урока

Содержание

 

1.           Содержание………………………………………………………………

2.           Определение понятия урок……………………………………………..

3.           Сущность и назначение урока………………………………………….

4.           Цель урока……………………………………………………………….

5.           Структура урока…………………………………………………………

6.           Выбор рациональной структуры урока………………………………..

7.           Структура урока изучения нового материала…………………………..

8.           Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков…

9.           Структура урока формирования умений и навыков…………………...

10.       Структура урока повторения……………………………………………

11.       Структура урока проверки знаний………………………………………

12.       Структура урока применения знаний, умений и навыков…………….

13.       Структура повторительно-обобщающего урока……………………….

14.       Структура комбинированного урока……………………………………

15.       Структурные элементы учебного занятия……………………………..

16.       Формы и методы обучения………………………………………………

17.       Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)……………

18.       Основные принципы отбора методов…………………………………..

19.       Приемы деятельности учителя и учащихся……………………………

·        Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения……………………………………………………

·        Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения………………………………

·        Приемы, соответствующие методу проблемного изложения………………………………….

·        Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения………………………….

·        Приемы, соответствующие исследовательскому методу обучения…………………………..

20.       Список использованной литературы…………………………………

21.       Интернет-ресурсы……………………………………………………..

 

Структура современного урока

 

Доверьтесь ученикам, положитесь на них; они наделают ошибок, но человеку ничто человеческое не вредно, и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное наставление учителя-надзирателя.

Л.Н.Толстой.

      Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса.    

      В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

      Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок – это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

1.                на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

2.                на уровне применения знаний по образцу;

3.                на уровне применения знаний в новой ситуации.

Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы, решает обозначенные в нем на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Но для этого урок сам должен иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения.

Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты. Содержательный – на уроке учитель должен свободно ориентироваться в учебной теме. Методический – учитель должен грамотно организовать деятельность учащихся. Эмоционально-психологический – учитель должен придти на урок «в настроении», «в хорошей форме». Имиджевый – учитель должен позаботиться о качестве своего внешнего вида и т.д. При этом каждый из перечисленных аспектов подготовки к уроку (а то и все сразу) учитель может и проигнорировать.

Цель урока

 

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка. Так, для того чтобы достичь цели урока необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи:

1.           актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока;

2.           сформировать у учащихся новые понятия и способы действия;

3.           организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

 

Структура урока

Структура урока– это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действительность.

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнения по этому вопросу на сегодняшний день в педагогической науке нет.

 Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно:

1.     изучение нового материала;

2.     закрепление пройденного материала;

3.     контроль и оценка знаний учащихся;

4.     домашнее задание;

5.     обобщение и систематизация знаний.

Другие:

1.     цель урока;

2.     содержание учебного материала;

3.     методы и приемы обучения;

4.     способы организации учебной деятельности.

 

Выбор рациональной структуры урока

 

Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):

1.     Организация начала занятия.

2.     Проверка выполнения домашнего занятия.

3.     Подготовка к основному этапу занятия.

4.     Усвоение новых знаний и способов действий.

5.     Первичная проверка понимания.

6.     Закрепление знаний и способов действий.

7.     Обобщение и систематизация знаний.

8.     Контроль и самопроверка знаний.

9.     Подведение итогов занятия.

10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

Структура урока изучения нового материала

1.     Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

2.     Указания на то, что учащиеся должны запомнить;

3.     Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4.     Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);

5.     Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6.     Контроль результатов первичного запоминания;

7.     Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8.     Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9.     Частое включение опорного материала для запоминания и применения.

 

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков

1.     Сообщение учащимся цели предстоящей работы;

2.     Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;

3.     Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4.     Проверка выполненных работ;

5.     Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6.     Задание на дом (если это необходимо).

 

Структура урока формирования умений и навыков

1.     Постановка цели урока;

2.     Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

3.     Проведение проверочных упражнений;

4.     Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

5.     Упражнения на их освоения;

6.     Упражнения на их закрепления;

7.     Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

8.     Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

9.     Упражнения творческого характера;

10.Итог урока;

11.Задание на дом.

 

Структура урока повторения

1.     Организация начала урока;

2.     Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

3.     Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

4.     Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

5.     Задание на дом.

 

Структура урока проверки знаний

1.     Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2.     Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

3.     Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4.     Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5.     Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.

 

Структура урока применения знаний, умений и навыков

1.     Организация начала урока (психологический настрой учащихся);

2.     Сообщение темы урока и его задач;

3.     Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

4.     Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

5.     Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

6.     Творческое применение знаний и умений;

7.     Упражнения по отработке навыков;

8.     Домашнее задание;

9.     Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 

Структура повторительно-обобщающего урока

1.     Организационный момент;

2.     Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

3.     Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

4.     Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

5.     Формулирование выводов по изученному материалу;

6.     Оценка результатов урока;

7.     Подведение итогов;

8.     Задание на дом (не всегда).

 

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей)

1.     Организация начала урока;

2.     Проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3.     Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

4.     Изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5.     Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6.     Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7.     Подведение итогов и результатов урока;

8.     Задание на дом;

9.     Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.

 

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма- характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1.           фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

2.           индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

3.           групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

 

Метод- способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1.           Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2.           Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3.           Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

В литературе существует много подходов к классификации методов обучения. Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

 

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

 

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

 

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

 

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

 

 

Сочетание словесных и наглядных методов

 

 

методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

 

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

 

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

 

 

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.

 

Основные принципы отбора методов

1.     Соответствие принципам обучения.

2.     Соответствие учебному содержанию.

3.     Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4.     Учет реальных возможностей учащихся.

5.     Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6.     Соответствие уровню методической подготовки учителей.

7.     Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.

 

Приемы деятельности учителя и учащихся

 

Приемы, соответствующие

объяснительно-иллюстративному методу обучения

1.     Интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

2.     Повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

3.     Подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения; сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

4.     Демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

5.     Предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

6.     Предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

7.     Инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);

8.     Намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

 

Приемы, соответствующие

репродуктивному методу обучения

1.     Задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

2.     Задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

3.     Задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

4.     Задание учащимся на воспроизведение наизусть (правил, понятий, определений);

5.     Задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

6.     Задание учащимся на раскодирование алгоритма;

7.     Организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

8.     Задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

9.     Задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

10.                       Наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

 

Приемы, соответствующие

методу проблемного изложения

1.     Контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

2.     Предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

3.     Раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

4.     Обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

5.     Членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

6.     Фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

7.     Интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

8.     Установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

9.     Риторические вопросы учителя в ходе изложения;

10.Предъявление учащимся конфликтного примера.

 

Приемы, соответствующие

частично-поисковому методу обучения

1.     Включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

2.     Задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

3.     Задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

4.     Наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

5.     Задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

6.     Организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

7.     Задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

8.     Показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

9.     Задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

10.                       Демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

11.                       Выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

 

Приемы, соответствующие

исследовательскому методу обучения

1.     Задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

2.     Задание учащимся с несформулированным вопросом;

3.     Задание с избыточными данными;

4.     Задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

5.     Задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

6.     Задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

7.     Задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

8.     Задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;

9.     Задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Зотов Ю.Б. Организация современного урока. Москва, 1984.

2.     Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980г.

3.     Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. Москва, «Просвещение», 1983г.

4.     Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Москва, «Просвещение», 1982г.

5.     Педагогика. Под ред. Бабанского Ю.К. Москва, «Просвещение», 1983г.

6.     Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, «Просвещение», 1973г.

 

Интернет-ресурсы

1.     www.detskiysad.ru

2.     www.biografia.ru

3.     www.jourclub.ru

4.     www.eusi.ru

5.     www.intelgame.ru

6.     www.uroki.net

7.     www.eidos.ru

8.     www.resobr.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: Нитка (04.05.2014)
Просмотров: 6809 | Комментарии: 3 | Теги: методика, структура урока, пкдагогика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Карта
Облако тегов
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz